Поиск по сайту
Искать
Международные мероприятия
IX ЧЕМПИОНАТ МИРА СРЕДИ СТУДЕНТОВ ПО ГРЕБЛЕ НА БАЙДАРКАХ И КАНОЭ – 2020

II ЕВРОПЕЙСКИЕ ИГРЫ

FISU University sports

European University Sports Association

 ISF World Schools Championships

Winter Universiade in 2019

31 ЛЕТНЯЯ УНИВЕРСИАДА

31 ЗИМНЯЯ УНИВЕРСИАДА


31 ЗИМНЯЯ УНИВЕРСИАДА

Вернуться в: На главную    Новости    Республиканский семинар ”Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта“
 

21.11.2012

Республиканский семинар ”Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта“

    15 ноября 2012 г. на базе государственного учреждения образования ”Академия последипломного образования“ состоялся республиканский семинар ”Актуальные вопросы формирования здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта“.

    В работе названного республиканского мероприятия приняли участие специалисты управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома, региональных институтов развития образования, директора, заместители директоров, методисты областных и Минского городского центров физического воспитания и спорта учащихся и студентов, учителя физической культуры. Общее число участников – 90 человек.
    Открыл работу семинара заместитель Министра образования В.А.Будкевич, который подчеркнул, что стратегическая задача формирования у населения потребности в здоровом образе жизни в Республики Беларусь возведена в ранг государственной политики. В текущем учебном году в стране функционируют 3312 учреждений общего среднего образования, в которых обучаются около 910 тысяч учащихся, из них 76,3% отнесены к основной медицинской группе, 16,5% – подготовительной, 4,9% – специальной медицинской группе, 1,3% – группе лечебной физкультуры, 1,0% учащихся – освобождены от занятий физической культуры по медицинским показаниям. В учреждениях общего среднего образования насчитывается около 16 тысяч физкультурно-спортивных сооружений, в том числе 3 064 спортивных зала, 653 стрелковых тира, 8 601 спортивная площадка, 35 мини-бассейнов, 59 бассейнов, 1 381 приспособленное помещение для занятий физической культурой и спортом. В последние годы сохраняется положительная динамика обеспеченности (средний показатель по стране) физкультурным и спортивным инвентарем и оборудованием названных учреждений образования: в 2012 г. – 74,5%, в 2011 г. – 71,3%, в 2010 г. – 56,1%. Образовательный процесс по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ обеспечивают 6555 учителей физической культуры, из которых 99,1% имеют физкультурное образование, в том числе 87,9% – высшее физкультурное образование. Для подготовки одаренных в спорте учащихся на базе учреждений образования созданы специализированные по спорту классы по 36 видам спорта, в том числе по 34 олимпийским, в которых обучаются около 4,5 тысяч школьников.
    Консультант управления общего среднего образования Министерства образования И.В.Каржова в своем выступлении сообщила, что в целях привлечения школьников к здоровому, физически активному образу жизни Министерством образования рекомендовано с 1 октября текущего года введение в учреждениях общего среднего образования страны обязательного для каждого учащегося факультативного занятия ”Час здоровья и спорта“. Обозначено, что к проведению ”Часа здоровья и спорта“ предъявляются такие же организационные, санитарно-гигиенические требования, как и к проведению учебного занятия по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“. Содержание факультативных занятий ”Час здоровья и спорта“ составляет в I-IV классах – подвижные игры, ритмика, танец, аэробика, V-XI классах – игровые виды спорта (волейбол, футбол, баскетбол, гандбол, хоккей и иные виды), плавание, а также аэробика и танец. ”Час здоровья и спорта“ может быть организован в соответствии со школьным расписанием как в первой, так и во второй половине учебного дня. Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы по организации ”Часа здоровья и спорта“ размещены на сайте Министерства образования (www.edu.gov.by). 
    Методист управления социальной и воспитательной работы государственного учреждение образования ”Академия последипломного образования“ С.В.Сычева акцентировала внимание участников семинара на воспитательном потенциале шестого школьного дня. Отмечено, что каждое учреждение образования при реализации собственной модели организации досуга учащихся в субботний день должно стремиться к эффективной организации различных видов деятельности, чтобы каждый ребенок имел как можно больше возможностей для развития, самоутверждения и самореализации. Среди основных направлений – занятия физкультурой и спортом, туризмом, художественным и техническим творчеством, участие в работе различных клубов и детских общественных объединений. При этом для эффективного решения задач занятости детей и подростков в шестой школьный день рекомендовано использовать как кадровый потенциал педагогического коллектива учреждения образования, так и возможности учреждений дополнительного образования детей и молодежи, специализированных учебно-спортивных учреждений. 
    Начальник отдела учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ Т.Ф.Быстрая довела до сведения участникам семинара информацию о новых проектах, реализуемых в 2012-2013 учебном году РЦФВС совместно с федерациями по видам спорта, Национальным олимпийским комитетом Республики Беларусь, Белорусской олимпийской академией и другими заинтересованными. Обозначено, что сохранена традиция проведения многолетних республиканских мероприятий. С 2010 года проводятся республиканские акции ”Неделя спорта и здоровья“, ”Лето – пора спортивная“, ”Футбольные каникулы“, ”Олимпизм и молодежь“, ”Подари ребенку футбольный мяч!“. В 2013 году будет расширена география школьных лиг по игровым видам спорта. Если в 2011 и 2012 годах лиги проводились точечно, в отдельных районах, к примеру, в Минске по волейболу, баскетболу, футболу, и Могилевской области – по гандболу, то в 2013 году все регионы страны приняли решение о создании школьных лиг. Они пройдут на региональном уровне, начиная со школ, районов, городов, и заканчивая областным финалом. Кроме того, РЦФВС с 2013 года станет одним из организаторов детско-юношеской лиги по баскетболу. В текущем учебном году РЦФВС совместно с федерацией футбола будет реализовывать два новых республиканских проекта. Первый проект позволит командам школ, ставшим победителями районных (городских) соревнований по футболу, принимать участие в областном и республиканском этапе Кубка наций ”Данон“ среди непрофессиональных детских команд в возрастной группе 11-12 лет. Турнир будет проводиться в Республике Беларусь в январе – июне 2013 года. Региональные полуфинальные и финальные турниры пройдут в мае. Национальный финал запланирован на 1 июня. Победители республиканских соревнований станут участниками финала Кубка наций ”Данон“ – неофициального первенства мира по футболу среди детей, который состоится в г.Лондон (Великобритания). 
    Второй совместный проект предполагает проведение республиканского смотра-конкурса на лучшее внеклассное физкультурно-спортивное мероприятие – ”Урок (час) футбола“, для победителей которого, учителей физической культуры, федерация футбола учредила 100 именных стипендий.
    В рамках семинара был обобщен опыт организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в шестой школьный день в учреждениях общего среднего образования всех областей и г.Минска. 
    Свой опыт работы представили:
  • учитель физической культуры государственного учреждения образования ”Гимназия № 51 г.Гомеля“ В.В.Конопляная – об организации ”Малых Олимпийских игр“ среди учащихся первой ступени общего среднего образования г.Гомеля;

  • учитель физической культуры государственного учреждения образования ”Средняя школа № 10 имени С.Ф.Рубанова г.Слуцка“ В.Л.Воронцов – о новых подходах в организации и проведении в учреждении образования и Слуцком районе республиканской акции ”Неделя спорта и здоровья“;

  • учитель физической культуры государственного учреждения образования ”Гимназия № 2 г. Бреста“ Н.К.Минич – о системе работы педагогического коллектива гимназии по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, проведении традиционных турниров по легкой атлетике на призы олимпийской чемпионки Юлии Нестеренко, выпускницы гимназии;

  • учитель физической культуры государственного учреждения образования ”Гимназия № 3 г.Могилева“ Н.Ф.Кулешкова – о гражданско-патриотическом воспитании учащейся молодежи в процессе проведения физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

 

  • заведующий отделом государственного учреждения дополнительного образования ”Оршанский городской центр физической культуры, туризма и краеведения детей и молодежи“ Д.В.Киреев – о роли школьных соревнований в выявлении и отборе талантливых в спорте детей для дальнейшего их привлечения к систематическим занятиям в кружках и секциях по видам спорта; 

  • - директор государственного учреждения ”Минский городской центр физического воспитания и спорта учащейся молодежи“ Р.И.Санюкевич – об организации и проведении в г.Минске школьных лигах по игровым видам спорта;

 

  • - заместитель директора по воспитательной работе государственного учреждения образования ”Средняя школа № 7 г.Новогрудка“ О.И.Курьян – о системе работы по организации шестого школьного дня в рамках проекта ”Субботний марафон здоровья“.

    С докладом на тему ”Оптимизация содержания учебных программ по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ выступил заместитель директора учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ В.С.Овчаров. Он проинформировал присутствующих о том, что в целях совершенствования преподавания учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“, усиления мотивации школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом в 2009-2012 годах НИО совместно с РЦФВС проводился республиканский научно-педагогический эксперимент. Результатом названного эксперимента стало введение, впервые на постсоветском пространстве, альтернативных тестовых упражнений, используемых для определения уровня физической подготовленности школьников в рамках учебного предмета ”Физическая культура и здоровье“, а также их применение по выбору учащегося. Например, гибкость можно будет определять не только с помощью теста наклон вперед из исходного положения ”сидя на полу“, но и из положения ”стоя на гимнастической скамейке“; силу мышц рук, как с помощью подтягивания, так и виса на согнутых руках, сгибания и разгибания рук в упоре лежа от пола или в упоре на параллельных брусьях; выносливость – как в беге на определенную дистанцию, так и в 6-минутном беге или ходьбе на различные дистанции. 
    Главный инспектор управления кадровой политики Министерства образования В.П.Хмелевская дала разъяснения участникам семинара по применению на практике Инструкции о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования), утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь 22.08.2012 № 101 (сайт Министерства образования www.edu.gov.by). В соответствии с новыми требованиями аттестация может проводиться как по инициативе педагогического работника (присвоение квалификационной категории), так и по инициативе нанимателя (подтверждение квалификационной категории). Подтверждение высшей квалификационной категории и квалификационной категории ”учитель-методист“ проводится один раз в пять лет. Отмечено, что подробную информацию по применению названной Инструкции можно получить у специалистов региональных институтов развития образования. 
    В ходе мероприятия состоялось заседание круглого стола, ведущими которого, директором учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ В.В.Балябо и консультантом управления общего среднего образования Министерства образования И.В.Каржовой были даны ответы на вопросы участников семинара по организации образовательного процесса по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“, проведению обязательного факультативного занятия ”Час здоровья и спорта“, шестого школьного дня. Обозначено, что при выборе содержательного наполнения факультативного занятия ”Час здоровья и спорта“ в одном классе не устанавливаются ограничения по количеству изучаемых видов спорта. Например, в 1 и 4 четвертях можно обучать школьников игре в футбол, а в 3 и 4 четвертях – игре в баскетбол или волейбол. Наряду с тем, при планировании видов деятельности на названных занятиях необходимо учитывать наличие соответствующей материально-спортивной базы, кадров, интересы детей. Педагоги получили разъяснения об использовании содержания вариативного компонента учебной программы по учебному предмету ”Физическая культура и здоровье“ в планировании ”Часа здоровья и спорта“. Присутствующим пояснили, что основным требованием, предъявляемых к педагогическому работнику при распределении часов учебной нагрузки по ”Часу здоровья и спорта“, является наличие физкультурного образования. Участникам семинара предложено проработать критерии определения победителя республиканского смотра-конкурса на лучшее внеклассное физкультурно-спортивное мероприятие – ”Урок (час) футбола“ и представить информацию в адрес учреждения ”Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов“ (admin@sporteducation.by).
 

 

Официальные сайты
prezidzent.gov

sport-club.by

www.government.by/

minedu.unidel.by/

www.mst.by

www.noc.by

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Белорусская ассоциация студенческого спорта

Минский полумарафон

ГФОК
1

>